Статьи
Мучительное молчание правителей: Хорватия осталась без одного из величайших интеллектуалов, а официальное правительство игнорировало Зуппу даже после его смерти
Опубликовано: 22.10.2023
Подобно смерти многих интеллектуалов, таких какСлавко ГольдштейнилиДубравка Угрешич, последует и официальное правительство Хорватии. отправлениеВьеран Зуппе, один из наших самых уважаемых театральных знатоков, драматургов, теоретиков литературы и театра, поэтов и критиков, молчанием и игнорированием. Причина: Зуппу сопровождал голос интеллектуала левого происхождения, хотя он отверг такую оговорку.
Он пояснил, что этот термин был придуман социалистом-утопистомАнри Сен-Симономв самом начале XIX века, но со временем он потерял свое содержание и значения. Поэтому неудивительно, сказал Зуппа, что великийМирослав Крлежанесколько раз высмеивал этот термин.
Продолжение статьи под объявлением
Смелый гражданский интеллектуал
На самом деле Зуппа был гораздо большим, чем просто левым интеллектуалом. Как отмечает режиссерРайко Грлич, он был смелым гражданским интеллектуалом, а это гораздо более широкий термин. О каждом общественном и даже политическом явлении у него было свое критическое мнение. Кроме того, он не был идеологически ограничен, он был открыт для всех идей, поэтому часто подвергался нападкам со стороны официальной политики при социализме, а также после обретения Хорватией независимости.
Широта его социальной и культурной активности показывает, насколько далеко он был за пределами всех политических и культурных рамок. Хотя он родился в Сплите, Зуппа переехал в Загреб во время учебы в гимназии, где окончил философский факультет. Зуппа приобрел все черты настоящего джентльмена из Загреба. Он был ненавязчив, несколько циничен и самоироничен, сдержанно-остроумен, с неизбежной трубкой, нестандартно элегантен.
Если бы он ничем другим в своей жизни не занимался, а был всего лишь менеджером и драматургом культового театра ITD в Загребе с 1966 по 1977 год, Зуппа внес свой вклад в хорватскую культуру и театральное искусство, как немногие другие. Своим смелым репертуаром он сломал границы традиционного театра, открыл новые горизонты и проложил путь театральному авангарду во главе с авторами Запада.
Продолжение статьи под объявлением
Его участие в ITD
Так, в ИТД, когда это было политически нецелесообразно, исполнялись произведения франко-румынского писателя и драматургаЭжена Ионеско, английского автора пятидесяти пьесЭдварда Бонда, английский драматург и сценаристТом Стоппард. И пьесыГюнтера Грасса, немецкого писателя и драматурга, иЖана Жене, ведущего деятеля авангардного театра и театра абсурда. в мире.
Зуппа позволил поставить их пьесы ведущим хорватским режиссерам, которые по разным, зачастую политическим причинам, не могли ставить эти произведения в своих театрах. При этом самой лояльной аудиторией была молодежь и студенты, а авторитетные театральные труппы и их менеджеры наблюдали за происходящим в ИТД с пренебрежением и неудовольствием.
Продолжение статьи под объявлением
При этом Зуппа пригласил в Загреб многочисленные студенческие театры, благодаря чему организовал, среди прочего, майский фестиваль студенческих театров Югославии и Международный фестиваль студенческих театров. За время его работы руководителем и драматургом театра ИТД театр завоевал около пятидесяти международных, республиканских и городских наград. Вот почему театр Зуппа ITD стал одним из самых важных культурных явлений в Хорватии.
Важные обязанности в сфере культуры
Покинув ITD, он выполнил некоторые из наиболее важных обязанностей в хорватской культуре. Но до этого, с 1964 по 1966 год, он был менеджером галереи «Студенческий центр», а в 1977 году стал директором драматической программы «Сплитского лета». Одновременно он был редактором библиотеки Студенческого центра. Затем он был главным редактором Института графики Хорватии, затем драматургом Хорватского национального театра Сплита и художественным руководителем Загребского Молодёжного театра.
С 1981 года преподавал социологию культуры в Академии драматического искусства, а также был заведующим кафедрой драматургии, заведующим теоретическим факультетом, заместителем декана и деканом. В 2011 году Загребский университет присвоил ему почетное звание почетного профессора. Он был драматургом более чем в ста театральных проектах, а также был редактором авторитетного журнала «Разлог» и театральных журналов «Новый пролог», «Фракция», «Театар и Теория», «Тека-обзор», еженедельника «Телеграм» и др.
Продолжение статьи под объявлением
Помимо всего этого, он был еще и редактором отдела «Культура» Студенческой газеты, публиковал литературно-критические статьи, очерки и многочисленные теоретические и научные труды. Он переводил с французского и итальянского теоретические труды, стихи и драматические тексты Ионеско,Беккета,Милоша,Лану[(14505)],Фукои многие другие французские и итальянские поэты и теоретики.
О политике без волос на языке
Его очерки, стихи, пьесы переведены на многие языки мира. Международный биографический центр из Кембриджа включает его в книгу «2000 выдающихся ученых 20 века» с пояснением, что он внес выдающийся вклад в области драматургии. Он публиковал книги в области литературной критики и теории литературы. Он переводил стихи, драматические и теоретические тексты, был включен в многочисленные антологии поэзии, критики и эссе. Член Общества хорватских писателей, член ПЕН-клуба с 1969 года, член Общества хорватских писателей с 2003 года.
Необходимо было перечислить все, что он сделал, потому что только так можно понять, какую важную роль сыграл Вьеран Жуппа в хорватском обществе и культуре. В то же время он занимался и политической деятельностью. Он анализировал политические события без волос на языке, чем навлек на себя гнев правящих структур и левые и правые варианты.
Среди прочего он поставил диагноз, «что в сегодняшней Хорватии у власти нет ни партии, ни движения, а одна «цивилизация», которая правит и консолидирует свою власть мифическим, а не демократическим путем: путем применения так называемого нарративного ритуала». Он заключил, что теперь они хотят «создать впечатление, что движение к автократии дает неправильное впечатление о движении к демократии».
Критика Франьо Туджмана
Что касается покойного президентаФрани Туджман, он сказал, что, выступая «за расслоение хорватского социального корпуса на двести избранных семей и на другие отдельные «поддержки», он отнес себя к типу старых европейских консерваторов, которые по тем или иным патрицианским традициям нации фактически пытались замедлить ее скатывание к демократии».
Продолжение статьи под объявлением
И я даже не говорю о «фиксированном катехизисе Туджмана, именно в функции «такой-то»», — отметил Зуппа и заключил, что «великий хорват» становится исключительно политическим словосочетанием. «Экономическое чудо» было формулой действительно совершенно новой утопии». Что касается социал-демократии в Хорватии, он утверждал, что она выживает в основном как покупатель неолиберальных идей и социальных прагм.
Он также предупредил, что тот факт, что в Хорватии существуют большие идеологические, политические, мировоззренческие и другие различия, а также ожесточенная конфронтация между двумя партийными блоками, не является политически необычным и не является особой хорватской особенностью. «Однако это правда, что сегодняшних националистов больше всего интересует разрушительная сила, которую несут в себе этнические различия. Это правда, что ненависть превратилась в решающий политический фактор во многих общественных делах».
Негативный отбор политиков
Он отметил, что в нашей стране наблюдается двойной негативный отбор политиков. "С одной стороны, в политику очень часто приходят люди, не реализовавшие себя в других профессиях, а с другой - в партии продвигаются только те, кто угодил начальству неограниченной властью. Вот почему творческие люди и те, кто думает самостоятельно, вынуждены уйти из политики».
Нет сомнений в том, что слова Зуппы родились из его практического опыта в политике. «Политики, конечно, не любят думать чужой головой, но, конечно, им нравится, чтобы члены и граждане думали своей как можно больше».
Пленкович разочаровал его больше всего
Он не скрывал, что больше всего его разочаровал премьер-министрАндрей Пленкович. «Сегодняшнее ХДС Пленковича — это, прежде всего, Пленкович как таковой. Когда не так давно я смотрел и слушал его выступление перед большой группой журналистов и других репортеров, мне было противно смотреть и слушать. По нескольким причинам. Когда он пришел во главе ХДС после той черной эпохиКарамарка, мне показалось, что партия получила кого-то, кого она совершенно не заслуживала».
Продолжение статьи под объявлением
Однако сегодня, утверждает Зуппа, Пленкович не имеет ничего общего с тем Пленковичем, когда тот стал главой ХДС. «Этот дает уроки присутствующим. Онако фон Обен, говорит он им, почти приказывает, какими они должны быть и что делать, а не то, что они есть и как они есть».
После этого, по словам Зуппы, Пленкович продолжает давать уроки в том же тоне. «Его новая риторическая особенность состоит в том, что из-за важности каждого своего вывода он добавляет к каждому в конце три родственных термина. Например, «и мы никогда этого не сделаем», «мы не принимаем», «мы не позволяем». И никогда, нигде и никак иначе Пленкович не заканчивает каждое изложение, ложь, соглашение без этих своих троек». Все мысли Зуппы о Туджмане, ХДС и премьер-министре Пленковиче должны были быть упомянуты, чтобы понять, откуда такой разрыв. Отсюда и враждебность правителей к этому гиганту хорватского общества и культуры.